Краткая презентация Программы
Полное наименование ДОО: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад № 2» Асбестовского городского округа. Сокращенное
наименование (в соответствии с Уставом) – МБ ДОУ «Детский сад № 2» АГО.
В детском саду 5 групп: 4 группы общеразвивающей направленности и 1 группа
компенсирующей направленности (для детей с тяжелыми нарушениями речи).
Единый режим пребывания детей: 10,5 часов. Режим работы осуществляется по
пятидневной рабочей неделе.
Всего в детском саду на 01.09.2024 года – 85 воспитанников.
Образовательная программа реализуется на государственном языке РФ.
Сроки получения дошкольного образования устанавливаются в соответствии с ФГОС
ДО, Уставом МБ ДОУ «Детский сад № 2» - от 1 года до окончания образовательных
отношений с родителями (законными представителями).
Основная общеобразовательная программа –
образовательная
программа
дошкольного образования (далее – Программа) Муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения «Детский сад № 2» Асбестовского городского округа (далее
МБ ДОУ «Детский сад № 2»), разработана в соответствии с федеральным государственным
образовательным стандартом дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки
России от 17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013
г., регистрационный № 30384; в редакции приказа Минпросвещения России от 8 ноября 2022
г. № 955, зарегистрировано в Минюсте России 6 февраля 2023 г., регистрационный № 72264)
(далее – ФГОС ДО) и федеральной образовательной программой дошкольного образования
(утверждена приказом Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028,
зарегистрировано в Минюсте России 28 декабря 2022 г., регистрационный № 71847) (далее –
ФОП ДО).
Программа отвечает образовательному запросу социума, обеспечивает развитие
личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом
их возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей, в том
числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и
достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего
образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и
специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.
Программа сформирована как программа психолого-педагогической поддержки
позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного
возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем,
содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного
образования).
Обязательная часть Программы соответствует ФОП ДО и обеспечивает:
– воспитание и развитие ребенка дошкольного возраста как гражданина Российской
Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на доступном
его возрасту содержании доступными средствами;
– создание единого ядра содержания дошкольного образования (далее – ДО),
ориентированного на приобщение детей к духовно-нравственным и социокультурным
ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и
уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины;
– создание единого федерального образовательного пространства воспитания и
обучения детей от рождения до поступления в начальную школу, обеспечивающего ребенку
и его родителям (законным представителям), равные, качественные условия ДО, вне
зависимости от места и региона проживания.
Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками
образовательных отношений (далее по тексту выделена курсивом). Обе части являются
взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации Стандарта.
Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений,
направлена на развитие детей в пяти образовательных областях, видах деятельности и/или
культурных практиках. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки
зрения реализации требований ФГОС ДО. Эта часть, в том числе предусматривает включение
воспитанников в процесс ознакомления с региональными особенностями города Асбеста и
Свердловской области. Основной целью работы является формирование целостных
представлений о городе, в котором живут дети, через решение следующих задач:
4.
приобщение к истории возникновения родного города (улицы, парки, скверы);
5.
знакомство со знаменитыми людьми города;
6.
формирование представлений о достопримечательностях родного города и района,
его символах;
7.
воспитание любви к родному дому, семье, уважения к родителям и их труду;
8.
формирование и развитие познавательного интереса к народному творчеству и миру
ремесел в родном городе, районе;
9.
формирование представлений о животном и растительном мире города, о Красной
книге;
10.
ознакомление с районом, где расположен детский сад, его историей и
достопримечательностями.
Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений,
учитывает современную социокультурную ситуацию развития ребенка:
открытость окружающего мира и доступность его познания для ребенка, больше
источников информации (телевидение, интернет, большое количество игр и игрушек).
культурное разнообразие окружающего мира, смешение культур в совокупности с
многоязычностью, особенности предлагаемых разными культурами образцов поведения и
образцов отношения к окружающему миру;
сложность и быстрая изменяемость окружающей среды с технологической точки
зрения, формирование уже на этапе дошкольного детства универсальных, комплексных
качеств личности ребенка;
понимание ребенком важности и неважности (второстепенности) информации, отбор
содержания дошкольного образования, усиление роли взрослого в защите ребенка от
негативного воздействия излишних источников познания;
многообразие окружающей среды и ограниченность механизмов приспособляемости
человеческого организма к быстро изменяющимся условиям, наличие многочисленных
вредных для здоровья факторов, негативное влияние на физическое и психическое здоровье
детей.
роль инклюзивного образования, влияние на формирование у детей норм поведения,
исключающих пренебрежительное отношение к детям с ограниченными возможностями
здоровья.
В части, формируемой участниками образовательных отношений, представлены
выбранные участниками образовательных отношений программы, направленные на
развитие детей в образовательных областях, видах деятельности и культурных практиках
(парциальные образовательные программы), отобранные с учетом риоритетных
направлений, климатических особенностей, а также для обеспечения коррекции нарушений
развития и ориентированные на потребность детей и их родителей.
Для реализации программы в части, формируемой участниками образовательных
отношений, с учетом запросов родителей, особенностей развития и интересов детей
предусмотрена реализация парциальных программ:
10.3. Образовательная
программа дошкольного
образования
«СамоЦвет»:
младенческий, ранний возраст. - Толстикова О.В., Трофимова О.А. Дягилева Н.В, Закревская
О.В. и др. Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2019. - 360 с.
10.4. Образовательная
программа
дошкольного
образования
«СамоЦвет».
Дошкольный возраст. - Толстикова О.В., Трофимова О.А. Дягилева Н.В, Закревская О.В. и
др. Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2019. - 460 с.
10.5. Парциальная образовательная программа для детей раннего возраста (2-3 года)
«В кармашках детства: кукла». Толстикова О.В., Трофимова О.А., Тюгаева Е.В. и др.
Парциальная образовательная программа для детей дошкольного возраста
«Конструирование: открываем будущее вместе». - Екатеринбург: ИРО. - 2016 - 260с
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:
4. Комплексная программа по музыкальному воспитанию для детей дошкольного
возраста «Ладушки» И.Каплунова, И.Новоскольцева.
5. Лыкова И.А. «Цветные ладошки». Парциальная программа художественноэстетического развития детей 2-7 лет в изобразительной деятельности (формирование
эстетического отношения к миру). - М.: ИД «Цветной мир», 2019. - 136 с. 16-е издание,
перераб. и доп.
Образовательная область «Познавательное развитие».
6. Образовательная программа «Азы финансовой культуры для дошкольников»:
пособие для воспитателей, методистов и руководителей дошкольных учреждений /Л.В.
Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. - 2-е изд.- М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019. - 32 с.
Образовательная область «Физическое развитие».
Объем обязательной части Программы соответствует ФОП ДО и составляет неменее
60% от общего объема Программы. Объем части, формируемой участниками
образовательных отношений составляет не более 40%.
Программа представляет собой учебно-методическую документацию, в составе
которой:
– рабочая программа воспитания (далее - Программа воспитания),
– режим и распорядок дня для всех возрастных групп ДОО,
– календарный план воспитательной работы.
Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный,
организационный и одним из основных компонентов Программы является федеральная
рабочая программа воспитания. Кроме того, согласно ФГОС ДО. Программа включает
дополнительный раздел: краткая презентация Программы, предназначенная для родителей
(законных представителей) воспитанников.
В целевом разделе Программы представлены цели, задачи, принципы и подходы к
ее формированию; планируемые результаты освоения Программы в раннем, дошкольном
возрастах, а также на этапе завершения освоения Программы; характеристики
особенностей развития детей раннего и дошкольного возрастов, подходы к
педагогической диагностике планируемых результатов.
Содержательный раздел Программы включает описание:
– задач и содержания образовательной деятельности по каждой
из
образовательных областей для всех возрастных групп обучающихся (социальнокоммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое
развитие) в соответствии с федеральной программой и с учетом используемых
методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания.
– вариативных форм, способов, методов и средств реализации Федеральной
программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников,
специфики их образовательных потребностей и интересов;
– особенностей образовательной деятельности разных видов и культурных
практик;
– способов поддержки детской инициативы;
– особенностей взаимодействия педагогического коллектива с семьями
обучающихся;
– образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений
развития детей.
Содержательный раздел включает рабочую программу воспитания, которая
раскрывает задачи и направления воспитательной работы, предусматривает приобщение
детей к российским традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности
своей этнической группы, правилам и нормам поведения в российском обществе.
Организационный раздел Программы включает описание:
– психолого-педагогических и кадровых условий реализации Программы;
– организации развивающей предметно-пространственной среды (далее – РППС);
– материально-техническое обеспечение Программы;
– обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и
воспитания.
В разделе представлены режим и распорядок дня во всех возрастных группах,
календарный план воспитательной работы.
В случае введения на всей территории страны или в отдельных местностях
чрезвычайного положения, чрезвычайной ситуации или режима повышенной готовности,
обучение воспитанников может осуществляться с применением дистанционных
образовательных технологий, если реализация указанных образовательных программ без
применения указанных технологий и перенос сроков обучения невозможны.
Главными целями взаимодействия педагогического коллектива МБ ДОУ «Детский сад
№ 2» с семьями обучающихся дошкольного возраста являются:
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение
компетентности родителей (законных представителей) в вопросах образования, охраны и
укрепления здоровья детей раннего и дошкольного возрастов;
- обеспечение единства подходов к воспитанию и обучению детей в условиях МБ
ДОУ «Детский сад № 2» и семьи; повышение воспитательного потенциала семьи.
Деятельность педагогического коллектива МБ ДОУ «Детский сад № 2 » по
построению взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся
осуществляется по нескольким направлениям:
1) диагностико-аналитическое направление включает получение и анализ данных о
семье каждого обучающегося, её запросах в отношении охраны здоровья и развития ребёнка;
об уровне психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей);
а также планирование работы с семьей с учётом результатов проведенного анализа;
согласование воспитательных задач;
2) просветительское направление предполагает просвещение родителей (законных
представителей) по вопросам особенностей психофизиологического и психического
развития детей раннего и дошкольного возрастов; выбора эффективных методов обучения и
воспитания детей определенного возраста; ознакомление с актуальной информацией о
государственной политике в области ДО, включая информирование о мерах господдержки
семьям с детьми дошкольного возраста; информирование об особенностях реализуемой в МБ
ДОУ «Детский сад № 2» образовательной программы; условиях пребывания ребёнка в группе
МБ ДОУ «Детский сад № 2»; содержании и методах образовательной работы с детьми;
3) консультационное направление объединяет в себе консультирование родителей
(законных представителей) по вопросам их взаимодействия с ребёнком, преодоления
возникающих проблем воспитания и обучения детей, в том числе с ООП в условиях семьи;
особенностей поведения и взаимодействия ребёнка со сверстниками и педагогом;
возникающих проблемных ситуациях; способам воспитания и построения продуктивного
взаимодействия с детьми раннего и дошкольного возрастов; способам организации и участия
в детских деятельностях, образовательном процессе и другому.
Совместная образовательная деятельность педагогов и родителей (законных
представителей) обучающихся предполагает сотрудничество в реализации некоторых
образовательных задач, вопросах организации РППС и образовательных мероприятий;
поддержку образовательных инициатив родителей (законных представителей) детей раннего
и дошкольного возрастов; разработку и реализацию образовательных проектов ДОО
совместно с семьей.
Особое внимание в просветительской деятельности МБ ДОУ ««Детский сад № 2»
должно уделяться повышению уровня компетентности родителей (законных представителей)
в вопросах здоровьесбережения ребёнка.
Направления деятельности педагога реализуются в разных формах (групповых и (или)
индивидуальных) посредством различных методов, приемов и способов взаимодействия с
родителями (законными представителями):
4) диагностико-аналитическое
направление
реализуется
через
опросы,
социологические срезы, индивидуальные блокноты, «почтовый ящик», педагогические
беседы с родителями (законными представителями); дни открытых дверей, открытые
просмотры занятий и других видов деятельности детей;
5) просветительское и консультационное направления реализуются через групповые
родительские собрания, конференции, круглые столы, семинары-практикумы, тренинги и
ролевые игры, консультации, педагогические гостиные, родительские клубы и другое;
информационные проспекты, стенды, ширмы, папки- передвижки для родителей (законных
представителей); сайт МБ ДОУ «Детский сад № 2» и социальные группы в сети Интернет;
медиарепортажи и интервью; фотографии, выставки детских работ, совместных работ
родителей (законных представителей) и детей. Включают также и досуговую форму совместные праздники и вечера, семейные спортивные и тематические мероприятия,
тематические досуги, знакомство с семейными традициями и другое.
Для вовлечения родителей (законных представителей) в образовательную
деятельность целесообразно использовать специально разработанные (подобранные)
дидактические материалы для организации совместной деятельности родителей (законных
представителей) с детьми в семейных условиях в соответствии с образовательными
задачами, реализуемыми в МБ ДОУ «Детский сад № 2». Эти материалы должны
сопровождаться подробными инструкциями по их использованию и рекомендациями по
построению взаимодействия с ребёнком (с учётом возрастных особенностей). Кроме того,
необходимо активно использовать воспитательный потенциал семьи для решения
образовательных задач, привлекая родителей (законных представителей) к участию в
образовательных мероприятиях, направленных на решение познавательных и
воспитательных задач.
Незаменимой формой установления доверительного делового контакта между семьей
и МБ ДОУ «Детский сад № 2» является диалог педагога и родителей (законных
представителей). Диалог позволяет совместно анализировать поведение или проблемы
ребёнка, выяснять причины проблем и искать подходящие возможности, ресурсы семьи и
пути их решения. В диалоге проходит просвещение родителей (законных представителей), их
консультирование по вопросам выбора оптимального образовательного маршрута для
конкретного ребёнка, а также согласование совместных действий, которые могут быть
предприняты со стороны МБ ДОУ «Детский сад № 2» и семьи для разрешения возможных
проблем и трудностей ребёнка в освоении образовательной программы.
Педагоги самостоятельно выбирают педагогически обоснованные методы, приемы и
способы взаимодействия с семьями обучающихся, в зависимости от стоящих перед ними
задач. Сочетание традиционных и инновационных технологий сотрудничества позволяет
педагогам МБ ДОУ «Детский сад № 2» устанавливать доверительные и партнерские
отношения с родителями (законными представителями), эффективно осуществлять
просветительскую деятельность и достигать основные цели взаимодействия МБ ДОУ
«Детский сад № 2» с родителями (законными представителями) детей дошкольного возраста.
Отношение к родителям (законным представителям) воспитанников строится на
принципах ценностного единства и сотрудничества всех субъектов социокультурного
окружения детского сада и приоритета семьи в воспитании, обучении и развитии ребенка. В
процессе воспитательной работы педколлектив МБ ДОУ «Детский сад № 2» АГО» реализует
различные виды и формы сотрудничества.
В детском саду созданы условия для вариативных форм дошкольного образования,
через организацию образования детей, не посещающих детский сад от 1 года до 3 лет. В
рамках «Консультативного пункта» для родителей (законных представителей) и их детей,
проживающих на закрепленной к МБ ДОУ «Детский сад № 2» АГО территории, с целью
оказанию консультативной и методической помощи семьям, воспитывающим детей
дошкольного возраста (в том числе с ОВЗ и детей-инвалидов) на дому, по вопросам
воспитания, обучения и развития детей, для выравнивания их стартовых возможностей при
поступлении в школу и обеспечения успешной адаптации при поступлении в дошкольное
образовательное учреждение. Специалистами (воспитатель, педагог-психолог, учительлогопед, инструктор по ФИЗО, музыкальный руководитель, старший воспитатель)
оказывается бесплатная консультативная, методическая, диагностическая и психологопедагогическая помощь родителям (законным представителям) и детям (в том числе с ОВЗ
и инвалидностью) не охваченным дошкольным образованием.
Основные цели создания консультативного пункта: обеспечение доступности
дошкольного образования; обеспечение единства и преемственности семейного и
дошкольного воспитания; повышение педагогической компетентности родителей (законных
представителей), воспитывающих детей дошкольного возраста на дому, в том числе детей с
ограниченными возможностями здоровья.
На уровне детского сада деятельность Консультативного пункта регламентирует
Положением, ежегодный приказ заведующего об организации деятельности центра, план
работы на учебный год и циклограмм работы специалистов. Консультационную помощь
ведут учителя-логопеды, педагог-психолог, инструктор по физкультуре, музыкальный
руководитель,
старший
воспитатель.
Деятельность
Консультативного
пункта
предусматривает очную и дистанционную формы взаимодействия с родителями. Очная
форма – встречи в Консультативном пункте. Дистанционная – консультации по видеосвязи,
телефону, в письменном виде по электронной почте или ответы на вопросы родителей через
форму «Вопрос-ответ» на сайте детского сада.