1 Содержание 1 1.1 1.1.1 1.1.2 1.1.3 1.1.4 1.2 1.3 2 2.1 2.2 2.3 2.4 3 3.1 3.2 3.3 3.4 3.5 3.6 3.7 ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ Пояснительная записка Цели и задачи реализации Программы Принципы и подходы к формированию Программы Значимые характеристики для развития экологических представлений детей старшего дошкольного возраста Характеристики особенностей развития детей Планируемые результаты освоения Программы Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка Взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников Способы и направления поддержки детской инициативы Особенности коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка Организация развивающей предметно-пространственной среды Материально-техническое и методическое обеспечение Программы Кадровые условия реализации Программы Планирование образовательной деятельности Мониторинг эффективности реализации Программы Перечень литературных и нормативно-методических источников. 2 3 3 5 6 7 8 9 10 11 11 13 14 15 16 16 17 18 19 20 27 29 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1 Пояснительная записка Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации, а задача педагога, в первую очередь – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать. Сегодня, городской ребенок все реже общается с природой, наблюдается процесс его отчуждения от природы, которая подчас становится чужой, неведомой и незнакомой для ребенка. В дошкольном детстве на основе развития интереса к миру природы начинает формироваться экологическая направленность личности. В этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, которые надолго остаются в памяти человека. Реализация ФГОС ДО выставляет нам, с одной стороны - четкие и понятные всем требования, но с другой стороны - практически у всех педагогических работников возникает вопрос "Как?", "При помощи чего?", "Какие методики использовать для эффективной реализации?" и т.д. Ведь, в Концепции модернизации российского образования говорится, что "развивающему обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью мышления, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия". Поэтому в решении данных вопросов, на первый план выходит, не только интерес и желание ребенка заниматься той или иной деятельностью, но и данная деятельность должна быть активной. Она должна обеспечивать продуктивные формы мышления, при этом главным фактором выступает характер деятельности. Многие отечественные педагоги говорят о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они бы сами могли обнаруживать все новые и новые свойства предметов, замечать их сходство и различие. Одним словом, необходимо предоставление детям возможности приобретать знания самостоятельно. В связи с этим и представляет особый интерес изучения детского экспериментирования и его активное внедрение в практику работы детского дошкольного учреждения. Важно помнить то, что самые ценные и прочные знания – не те, что усвоены путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Самое важное то, что ребенку гораздо легче изучать науку, действуя подобно ученому (проводя исследования, ставя эксперименты, др.), чем получать добытые кем-то знания в готовом виде. Программа «Юные синоптики» направлена на создание условий развития детской любознательности; на обучение действовать по 3 определенному алгоритму; на формирование потребности самостоятельного познания окружающего мира, познавательной активности и инициативности. Программа предполагает работу в группах. Совместное решение поставленных проблемных вопросов будет способствовать развитию умения у дошкольников не только ориентироваться в окружающем мире, но и умение договариваться друг с другом, умение уступать, находить решения и приходить к общему итогу, выводу. Актуальность Программы: почему мы считаем, что такой способ взаимодействия с детьми, как наблюдение за погодой, актуален? Во-первых, знакомый дошкольникам процесс наблюдения за явлениями погоды можно сделать интересным, оборудовав на территории дошкольного учреждения метеорологическую станцию; Во-вторых, занятия юных синоптиков, которые дети воспринимают как новую интересную ролевую игру, помогут познакомить их с метеорологическими приборами и способами их применения на практике; В-третьих, у детей в ходе организованной деятельности будут развиваться умения выявлять проблему, наблюдать, проводить эксперимент, анализировать, обобщать. Данная Программа рассчитана на 1 календарный год. Возраст детей: подготовительная к школе группа, от 6 лет до 8 лет. Состав рабочей группы: Руководитель – воспитатель. Участники - дети и родители ДОУ. Значимость Программы: Дети: получают и закрепляют на практике правила поведения в природе, учатся наблюдать и фиксировать свои наблюдения. Педагоги: продолжают освоение метода проектирования – метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширять образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольников. Родители: расширяют возможности сотрудничества со своими детьми, подготавливают материал для обучения своих детей. Формы организации совместной деятельности: экскурсии, совместная деятельность в уголке природы, на Метеоплощадке, и как итоговое мероприятие - представление результатов наблюдений (презентация) родителям. 4 1.1.1 Цели и задачи реализации Программы Целью данной Программы является: Усвоение системы знаний о природе, ее компонентах и взаимосвязях между ними, а так же формирование представлений об универсальной ценности природы. Задачи: - Познакомить детей с профессией метеоролога; Познакомить детей с приборами помощниками: термометром, флюгером, дождемером, барометром, компасом, гигрометром, ветряным рукавом, солнечными часами; - Обучение детей снятию показаний приборов, сравнению их; - Формировать представления о четырех частях света; - Развивать у детей навыки исследовательской деятельности: наблюдательность, любознательность, умение сравнивать, предполагать, анализировать, сопоставлять, рассуждать, делать выводы и умозаключения. 5 1.1.2 Принципы и подходы к формированию Программы Принципы построения программы: 1.Принцип интеграции. Работа, проводимая на метеостанции, позволяет с первых ступеней обучения вводить ребенка в увлекательный мир «исследователя», предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во многих взаимодополняющих образовательных областях. «Познавательное развитие» – получение детьми конкретных естественнонаучных знаний, расширение кругозора, целостного представления о науке метеорологии, установление причинно-следственных связей между температурой воздуха и одеждой человека. «Социально-коммуникативное развитие» – развитие свободного общения с детьми в процессе формирования естественнонаучных знаний. Договариваться при составлении прогнозов и умение их обосновывать. Организовывать и проводить с/ролевые игры «Прогноз погоды на завтра» др. «Художественно–эстетическое развитие» – побуждение детских фантазий при рассматривании облаков разной формы. Сочинение минирассказов. В работе со старшими дошкольниками на метеостанции широко используется метод проектов. Для детей проект – это увлекательная игра в «метеорологов», «учёных», «исследователей». Играя, дети с полной серьёзностью относятся к тому, что их деятельность нужна всем присутствующим в детском саду. Ведь «юным метеорологам» после проведённых метеонаблюдений необходимо посоветовать детям и взрослым: как одеться на прогулку; можно ли высаживать растения в открытый грунт (посадка зависит от температуры почвы); поливать растения или можно обойтись рыхлением почвы вокруг них и др. Прогнозирование погоды позволяет детям испытать радость открытия, почувствовать вкус исследовательской работы. Для взрослых участников проекта (педагогов, родителей) – это новые интересные формы взаимодействия с детьми. 2. Принцип эстетичности: объекты подобраны так, что вызывают у детей эмоциональный отклик, желание рассмотреть и полюбоваться. 3. Принцип разнообразия: объекты отличаются друг от друга по составу, внешнему виду и способам исследования. 4. Принцип доступности: все объекты доступны для посещения; содержание деятельности, организованной на тропинке, понятно, доступно детям. 5. Принцип научности: при составлении программы учитывались психологофизические особенности дошкольников. Вся информация является достоверной, научной, адаптированной к конкретному возрасту. 6. Принцип последовательности: знания даются детям от простого к сложному. С каждым занятием увеличивается количество объектов, посещаемых и изучаемых детьми. 6 1.1.3 Значимые характеристики для развития экологических представлений детей старшего дошкольного возраста Психолого-педагогические условия по реализации Программы. Для успешной реализации программы обеспечиваются следующие психолого-педагогические условия: 1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях; 2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей); 3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития; 4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности; 5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности; 6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения; 7) поддержка экологической направленности обучения, через работу на метеоплощадке, которое базируется на современных технологиях, что способствует развитию экологических знаний; 8) поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность. Основанием для разработки Программы служат: 1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ. 2. Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155. 3. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от «15» мая 2013 г. № 26. 4. Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по общеобразовательным программам дошкольного образования от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации» 7 1.1.4 Характеристики особенностей развития детей Знание возрастных особенностей детей дает возможность находить более эффективные способы управления психическими процессами ребенка. У детей 6-7 лет заложено первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия человека с природой: человек как живое существо, нуждающееся во вполне определенных жизненно необходимых условиях; человек как природопользователь, потребляющий в своей деятельности ресурсы Земли, охраняющий природу и по мере возможности восстанавливающий ее богатства. Понимание этих аспектов связано с конкретными примерами, которые имеются в окружении и в практике жизни каждого ребенка. Дети способны давать определения некоторым моральным понятиям («Добрый человек - это такой, который, всем помогает, защищает слабых») и достаточно тонко их различать. Они могут совершать позитивный нравственный выбор не только в воображаемом плане, но и в реальных. Их социально-нравственные чувства и эмоции достаточно устойчивы. К 6-7 годам ребенок уверенно владеет культурой самообслуживания: может самостоятельно обслужить себя, обладает полезными привычками. К концу дошкольного возраста происходят существенные изменения в эмоциональной сфере. С одной стороны, у детей этого возраста эмоции глубоки и разнообразны по содержанию. С другой стороны, дети более сдержанны и избирательны в эмоциональных проявлениях. Большую значимость для детей 6-7 лет приобретает общение между собой. Их избирательные отношения становятся устойчивыми, именно в этот период зарождается детская дружба. К концу дошкольного возраста существенно увеличивается устойчивость внимания, что приводит к меньшей отвлекаемости детей. В 6-7 лет у детей увеличивается объем памяти, что позволяет им без специальной цели запоминать достаточно большой объем информации. Дети также могут самостоятельно ставить перед собой задачу что-либо запомнить. Воображение детей данного возраста становится, с одной стороны, богаче и оригинальнее, а с другой - более логичным и последовательным. В этом возрасте продолжается развитие наглядно-образного мышления, которое позволяет ребенку решать более сложные задачи с использованием обобщенных наглядных средств и представлений о свойствах предметов и явлений. Основной задачей коррекционно – педагогической работы – создание условий для всестороннего развития детей с ОВЗ в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников. Они имеют представление о многообразии окружающего мира. Имеют элементарные трудовые навыки, умеют действовать простейшими инструментами труда в природе. Обучены называть трудовые действия, профессии и некоторые орудия труда. 8 1.2 Планируемые результаты освоения Программы В ходе реализации Программы, ожидаем получить следующие результаты: 1. У детей сформировано положительное отношение к природе, разным её проявлениям. 2. Дети увлечены познанием природы, открытием ее законов посредством исследования и анализа. 3. Творческое и креативное развитие детей позволяет расширить кругозор, сформировано умение описывать природу, изображать её в разнообразных техниках. 4. Сформировано положительное отношение к профессиям «Метеоролог» и «Синоптик». Программой предусмотрена социальная значимость, она заключается: 1. Расширение возможности для профессионального роста и самообразования педагогов. 2. Выработана потребность в творческом и профессиональном общении в рамках единой образовательной среды и сети – Интернет. 3. Сформирован интерес для постоянного творческого и культурного развития. 4. Удовлетворение образовательных заказов родителей. 5. Повышение статуса и рейтинга учреждения. Кроме того, в данной Программе предусмотрена практическая значимость. Она заключается в создании электронного банка методических разработок конспектов, презентаций, видеофильмов, картотек и т.д. 9 1.3 Развивающее оценивание деятельности по Программе качества образовательной Оценивание качества образовательной деятельности, осуществляемой по данной рабочей Программе, представляет собой важную составную часть данной образовательной деятельности, направленную на ее усовершенствование. Концептуальные основания такой оценки определяются требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», а также Стандарта, в котором определены государственные гарантии качества образования. Содержание работы по экологическому воспитанию ориентировано с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. При этом решение задач предусматривает не только в рамках организованной образовательной деятельности, но и в ходе режимных моментов – как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольников. Педагогическая оценка направлена на решение спектра задач: - выяснить, в какой степени ребенок освоил программу экологических знаний; - выявить, как ребенок овладел познавательными и речевыми умениями, соответствующими содержанию знаний; - определить, какова степень освоения ребенком трудовых умений; - уточнить, в какой степени у ребенка сформировано отношение к природе и каков характер этого отношения (познавательное, эмоциональноэстетическое или гуманистическое). Для реализации этих задач используется спектр методов: беседы с детьми, наблюдения за самостоятельными проявлениями детей на метеоплощадке, эксперименты, задания, проблемные ситуации и др. Результаты изучения детей фиксируются и впоследствии анализируются. 10 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 2.1 Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка В рамках реализации индивидуального образовательного маршрута оценивается динамика развития ребенка в условиях реализации содержания образовательных областей и связанных с ними тематических модулей. В качестве результатов социально – коммуникативного развития детей выступают: - формируются готовность и способность к коммуникативной деятельности (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками); - совместное участие детей и родителей в традиционных мероприятиях (День Земли, экологические акции и др.); - ребенок обладает начальными знаниями о себе и социальном мире; - проявляет инициативу и самостоятельность в игре и общении; - испытывать чувство гордости от рождения и проживания в родном крае; - уметь передавать усвоенную информацию о родном крае (природа); - участвовать в экспериментально - исследовательской деятельности; - принимать активное участие в организации развивающей среды на территории организации. Результаты познавательного развития связаны с конкретизацией целевых ориентиров развития детей, определением динамики их развития: - развитие любознательности, формирования умения задавать вопросы взрослым и сверстникам, развитие интереса к причинно – следственным связям, - стремление самостоятельно придумывать объяснения явления природы и поступкам людей; - развитие способности наблюдать, экспериментировать, формирования познавательно – исследовательской деятельности и воображения, - формировать представление о взаимоотношениях природы и человека, доступное детям постижение системы «Человек - природная среда»; - способствовать развитию ответственного бережного отношения к природе. В итоге к концу посещения детского сада ребенок обладает начальными знаниями о себе, природном и социальном мире; обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. Результаты речевого развития в процессе экологического воспитания: - овладение устной речью, благодаря которой ребенок может выражать свои мысли и желания, проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам; 11 - знаком с произведениями детской литературы по экологическому образованию. В качестве целевых ориентиров – результатов художественно – эстетического развития детей выступают следующие: - эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно – пространственным и художественным окружением (экологизация окружающей среды); - развитие интереса и способностей к изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация) и конструированию из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал (изображение и изготовление рисунков, поделок и т.п., связанных с экологической тематикой); - ребенок проявляет инициативу и самостоятельность, способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности в общении с природой. В качестве результатов физического развития на уровне целевых ориентиров выступают следующие: - сформированы навыки здорового образа жизни; - имеет и применяет в общении со сверстниками нравственные качества: чувство дружбы, коллективизма, взаимопомощи во время экспериментов, экскурсий; - развиты морально – волевые качества, смелость, находчивость, интерес. 12 2.2 Взаимодействие воспитанников педагогического коллектива с семьями В основе взаимодействия современного дошкольного учреждения и семьи лежит сотрудничество. А успех сотрудничества во многом зависит от взаимных установок семьи и детского сада. Родители в нашем детском саду делают жизнь детей в дошкольном учреждении более разнообразной, вносят свой вклад в образовательную работу. С целью построения эффективного взаимодействия семьи и педагогического коллектива у нас созданы все необходимые условия. Положительные результаты в воспитании детей достигаются при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива ДОУ и членов семей воспитанников. Формы работы с семьями: беседы, консультации, родительские собрания, дни открытых дверей, папки-передвижки, совместный досуг, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, создание памяток, буклетов. Методы и приемы работы с родителями: - взросло-детские проекты, - участие в конкурсах, викторинах, - консультации, - фотовыставки, - субботники по облагораживанию территории детского сада и метеоплощадки, - фото и видеоотчеты о проделанной работе на сайте детского сада, а так же работа с информационными стендами для родителей. Проводя совместные мероприятия, мы руководствуемся ФГОС ДО, который направлен на решение основных задач дошкольного учреждения: активное сотрудничество с родителями и вовлечение их в деятельность детского сада с целью установления взаимопонимания с детьми, созданию комфортных условий в семье и формированию гармонически развитой личности, а также охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия и создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми взрослыми и миром. 13 2.3 Способы и направления поддержки детской инициативы 1) Создание условий для развития самостоятельности. Развитие самостоятельности включает две стороны: адаптивную (умение понимать существующие социальные нормы и действовать в соответствии с ними) и активную (готовность принимать самостоятельные решения). В ходе реализации рабочей программы дошкольники получат позитивный социальный опыт создания и воплощения собственных замыслов. Дети должны чувствовать, что их попытки пробовать новое, в том числе и при планировании собственной жизни в течение дня, будут поддержаны взрослыми. Это возможно в том случае, если образовательная ситуация будет строиться с учетом детских интересов. Самостоятельность человека (инициативность, автономия, ответственность) формируется именно в дошкольном возрасте, разумеется, если взрослые создают для этого условия. 2) Создание условий для развития свободной игровой деятельности. Игра — одно из наиболее ценных новообразований дошкольного возраста. Играя, ребенок свободно и с удовольствием осваивает мир во всей его полноте — со стороны смыслов и норм, учась понимать правила и творчески преобразовывать их. Развитие свободной игровой деятельности требует поддержки со стороны взрослого. При этом роль педагога в игре может быть разной в зависимости от возраста детей, уровня развития игровой деятельности, характера ситуации и пр. Педагог может выступать в игре и в роли активного участника, и в роли внимательного наблюдателя. Воспитатели должны устанавливать взаимосвязь между игрой и другими видами деятельности. Спонтанная игра является не столько средством для организации обучения, сколько самоценной деятельностью детей. 3) Создание условий для развития познавательной деятельности. Обучение наиболее эффективно тогда, когда ребенок занят значимым и интересным исследованием окружающего мира, в ходе которого он самостоятельно и при помощи взрослого совершает открытия. Педагог должен создавать ситуации, в которых может проявляться детская познавательная активность, а не просто воспроизведение информации. 14 2.4 Особенности коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья В МБ ДОУ «Детский сад № 2» АГО созданы необходимые условия для получения качественного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья. В учреждении всем детям обеспечен равный доступ к образованию с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Дети с ОВЗ осваивают программу совместно с другими детьми. В процессе образовательной деятельности гибко сочетаются индивидуальный и дифференцированный подходы. В соответствии с возможностями детей с ОВЗ определяются методы обучения. Вопрос о выборе системы методов и методических приемов решается педагогом совместно с психологом в каждом конкретном случае. 15 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 3.1 Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка Программа предполагает создание следующих психологопедагогических условий, обеспечивающих развитие ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями и интересами. 1. Личностно-порождающее взаимодействие взрослых с детьми, предполагающее создание таких ситуаций, в которых каждому ребенку предоставляется возможность выбора деятельности, партнера, средств и пр.; обеспечивается опора на его личный опыт при освоении новых знаний. 2. Ориентированность педагогической оценки на относительные показатели детской успешности, то есть сравнение нынешних и предыдущих достижений ребенка, стимулирование самооценки. 3. Формирование игры как важнейшего фактора развития ребенка. 4. Создание развивающей образовательной среды, способствующей физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности. 5. Сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и продуктивной (производящей субъективно новый продукт) деятельности, то есть деятельности по освоению культурных форм и образцов и детской исследовательской, творческой деятельности; совместных и самостоятельных, подвижных и статичных форм активности. 6. Участие семьи как необходимое условие для полноценного развития ребенка дошкольного возраста. 7. Профессиональное развитие педагогов, направленное на развитие профессиональных компетентностей, в том числе коммуникативной компетентности и мастерства мотивирования ребенка, а также владения правилами безопасного пользования Интернетом, предполагающее создание сетевого взаимодействия педагогов и управленцев, работающих по Программе. 16 3.2 Организация развивающей предметно-пространственной среды Результативность экологического образования дошкольников во многом обуславливается теми внешними условиями, в которых находится ребенок. Поэтому развивающая предметно - пространственная среда является тем пространством, которое необходимо для всестороннего, комплексного развития ребенка. При создании развивающей предметно-пространственной среды учитывается: - содержательно-насыщенный, развивающий характер; - трансформируемость; - полифункциональность; - вариативность; - доступность; - безопасность; - здоровьесберегающий аспект; - эстетичность и привлекательность. На территории детского сада выделен специальный участок местности, который оборудован метеоплощадкой «Юные синоптики», с размещенным на ней специальным оборудованием, предназначен для обучения детей элементарному прогнозированию состояния погоды. Грамотная организация развивающей предметно-пространственной среды экологического содержания обеспечивает становление у каждого ребенка потребности во взаимодействии, общении с объектами природы. Помогает формировать познавательное отношение к ней и обеспечит ценностное отношение к природе. 17 3.3 Материально-техническое Программы и методическое обеспечение Метеоплощадка предполагает наличие следующего оборудования: - Ветровой рукав это конус из ткани, предназначенный для указания направления и приблизительной скорости ветра; - Измеритель высоты снежного покрова - это метеорологический инструмент для измерения плотности и высоты снежного покрова; - Компас - это устройство, облегчающее ориентирование на местности путём указания на магнитные полюса Земли и стороны света; - Кормушка для птиц; - Метеобудка - это психрометрическая будка, будка, в которой на метеорологической станции устанавливают психрометр, гигрометр, максимальный и минимальный термометры; - Осадкомер - это прибор для измерения атмосферных жидких и твёрдых осадков; - Солнечные часы - это устройство для определения времени по изменению длины тени от гномона и её движению по циферблату; - Стенд "Календарь погоды"; - Термометр - это прибор для измерения температуры воздуха; - Гигрометр - прибор для измерения влажности; - Барометр - прибор для измерения атмосферного давления; - Флюгер - это метеорологический прибор для измерения направления (иногда и скорости) ветра или декоративный аксессуар, ранее флажок на копье (пике); - Дневник наблюдений за погодой. Для эффективного и правильного использования Метеоплощадки необходимо информационно-методическое обеспечение: - Методическая литература по организации детских площадок: 1. Костюченко М.П. Исследовательская деятельность на прогулках: экологические занятия с детьми 5 – 7 лет. Изд.: Учитель, 2019, - с. 87 2. Масленникова О.М., Филиппенко А.А. Экологические проекты в детском саду. Изд.: Учитель, 2019, - с. 233 3. Михеева Е.В. Современные технологии обраования дошкольников. Изд.: Учитель, 2019, - с. 233 4. Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада. Изд.: Мозаика-Синтез, 2017, - с. 208 5. Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду. Подготовительная к школе группа. Изд.: Мозаика-Синтез, 2019, - с. 112 6. Методические рекомендации по работе на Метеоплащадке. 18 3.4 Кадровые условия реализации Программы 1 Перминова Зоя Александровна Воспитатель 1КК 2 Иванова Людмила Анатольевна Воспитатель 1КК Среднеепрофессиональное образование: ООО «ЦПД» «Академия профессионального образования» «Педагог дошкольного образования», 2020 г. Среднеепрофессиональное образование МОУ СПО «Ноябрьский педагогический колледж», 2005 г., специальность «Дошкольное образование» 19 Педагогический стаж: 25 лет Педагогический стаж: 17 лет СЕНТЯБРЬ 3.5 Планирование образовательной деятельности Тема «Что делаем?» 1. Беседа с детьми на тему «Что такое погода и климат?» 2. Дидактическая игра (вопрос-ответ) «Как одеться по погоде?» 3. Экскурсия на метеоплощадку. 1. Заполнение с детьми календаря погоды. 2. Дидактическая игра (вопрос-ответ) «Какой сегодня день недели?» 3. Дидактическая игра (вопрос-ответ) «Какая погода сейчас за окном?» 4. Экскурсия на метеоплощадку. 1. Беседа с детьми на тему: «Откуда теле и радиоведущие прогнозов погоды узнают о погоде?» + игра «Побудь в роли ведущего прогноза погоды» 2. Дидактическая игра «Угадай время года. 3. Логическая игра с картинками «Зачем нужны эти вещи?» 4. Словесная игра «Подбери слово, противоположное по смыслу и характеризующее погодное явление» 5. Экскурсия на метеоплощадку. 1. Беседа с детьми на тему «Какие бывают месяца в году?», «Сколько их?», «Какой месяц сейчас?», «Чем характеризуется сентябрь?», «Почему сентябрь называют «златоцветом»?», «Что такое народная примета?». 2. Дидактическая игра «Угадай месяц года, а Задачи «Зачем делаем?» Знакомим детей с понятиями «погода» и «климат». Отвечаем на вопросы: как погода может влиять на образ жизни людей и животных? Как приспосабливаются те и другие к разным климатическим условиям? Знакомим детей с календарем погоды, с днями недели, изучаем условные обозначения погодных явлений (облачность, осадки, температура и т.д.), учимся проводить первые наблюдения за природой. Знакомим детей с понятиями «метеорологи, «метеослужба», «метеостанция», «метеоспутники» Знакомим детей с понятиями «народные приметы», «народные названия месяцев». 20 Деятельность «Творческая деятельность детей» 1. Начинаем вести дневник наблюдений. 2. Изображаем на бумаге свою любимую погоду. 3. Слушаем «Колыбельную» И.Брамс 1. Заполняем дневник наблюдений. 2. Рисуем условные обозначения погодных явлений. 3. Изучаем, как пишутся слова, обозначающие дни недели. Придумываем свои значки для изображения дней недели. 1. Рисуем картинки для игры «Зачем нужны эти вещи?» с изображением зонта, солнечных очков, резиновых сапог, панамы, варежек. 2. Рисуем карту России с изображением нескольких городов и значков, символизирующих погоду в них. Играем с детьми в ведущих прогноза погоды. 3. Заполнить дневник наблюдений. 1. Выставка детских рисунков на тему «Любимое время года» 2. Слушание «Осенняя песнь» П.И. Чайковского из цикла «Времена года». 3. Чтение рассказа И.Соколов - Микитов «Лес осенью». 4. Разучивание стихотворения ОКТЯБРЬ потом расскажи, в каком месяце родился ты!» 3. Экскурсия на метеоплощадку. 1. Беседа с детьми «Что такое солнце, и зачем оно нужно людям, животным, растениям?» 2. Дидактическая игра «Угадай время года по солнечным приметам» 3. Экскурсия на метеоплощадку. 1. Беседа «Как измерить температуру воздуха?», «Что такое термометр?», «Чем термометр отличается от градусника?», «Как пользоваться термометр?». 2. Дидактическая игра «Как температура воздуха влияет на окружающую среду?» 3. Экскурсия на метеоплощадку. 1. Беседы «Что такое дождь? Зачем он нужен?», «Что такое радуга?» 2. Дидактическая игра «Как меняется погода во время дождя?» 3. Экскурсия на метеоплощадку. 1. Экскурсия на метеоплощадку. 1. Беседа «Месяц октябрь и его характеристики. Почему в народе его называют грязник и листопад?» 2. Дидактическая игра «Когда это бывает?», «Что сначала, что потом?» 3. Экскурсия на метеоплощадку. Знакомим детей с понятиями «объекты живой и неживой природы» З.Федоровской «Сентябрь - первый месяц осени» 5. Заполнить дневник наблюдений. 1. Разучивание стихотворения О.Чусовитиной «Я и солнышко». 2. Составление схемы «Положение солнца на небе в разные времена года». 3. Заполнить дневник наблюдений. Знакомство детей с понятиями «температура воздуха», «температура тела», «термометр», «градусник». Изучить устройство и правила использования термометра. 1. Заполнить дневник наблюдений. 2. Опыт «Термометр» Знакомство детей с природным явлением «дождь» и его характерными чертами в зависимости от сезона. 1. Чтение сказки «О солнышке и дождике». 2. Опыт «Капитошки». 3. Слушание С.Майкапара «Дождик». 4. Заполнить дневник наблюдений. Знакомство с оборудованием метеоплощадки. Знакомство с народными приметами про октябрь и середину осени. 1. Заполнить дневник наблюдений. 21 1. Разгадывание кроссворда «Осень». 2. Сбор гербарий из листьев для создания аппликаций. 3. Выставка рисунков «Унылая пора - очей очароваанье». 4. Разучивание стихотворения Т.Шорыгиной «Приметы осени». 5. Заполнить дневник наблюдений. НОЯБРЬ 1. Беседа «Как возникает дождь? Как дождь влияет на почву, растения, на животных? Откуда берется вода на Земле? Во что она умеет превращаться?» 2. Экскурсия на метеоплощадку. 1. Беседа «Что такое ветер? Как он возникает? Зачем он нужен? Как влияет на почву, растения, животных, человека?» 2. Игра «Знатоки живописи» 3. Дидактическая игра «Какой ветер?», «Как поёт ветер?» 4. Экскурсия на метеоплощадку. Углубить знания о природном явлении «дождь», дать представление о том, как он возникает и влияет на окружающую среду. Дать знания о том, сколько воды на Земле, о её состоянии в разные времена года. Знакомство детей с природным явлением «ветер», изучение причин его возникновения и его роль на окружающую среду. 1. Экскурсия на метеоплощадку. Провести исследования с детьми на метеоплощадке. Фото на память. Знакомство детей с народными названиями месяца, народными приметами ноября и конец осени. Углубление представлений детей об осенних проявлениях природы. ДЕКАБРЬ 1. Беседа «Месяц ноябрь и его характеристики? Почему его в народе называют полузимник и ворота зимы?» 2. Экскурсия на метеоплощадку. 1. Беседа «Что такое снег? Как он образуется? Что такое снежинки? Почему в зависимости от разной температуры меняются сами снежинки?» 2. Дидактическая игра «Снежинки». 3. Экскурсия на метеоплощадку. 1. Беседа «Что такое лёд, сосульки, иней, снежный град? Как создаются морозные узоры на стеклах? Почему снежинка имеет шестиконечную форму? Как получается Знакомство детей с природным явлением «снег» и его характеристиками. Знакомство детей с природными явлениями зимы. 22 1. Учимся работать с глобусом. 2. Разучивание стихотворения О.Григорьевой «Какой дождь». 3. Заполнить дневник наблюдений. 1. Опыт «Ветер - это движение воздуха». 2. Разучивание стихотворения А. Барто «Эти капризы». 3. Слушание Е.Ботярова «Ветерзлой, осенний» 4. Конструктивная деятельность «Игрушки для игры с ветром». 5. Заполнить дневник наблюдений. 1. Заполнить дневник наблюдений. 2. Фотовыставка по итогам экскурсии «Наша метеоплощадка» 1. Слушание А.Вивальди «Осень». 2. Разучивание стихотворения К.Бальмонта «К зиме». 3. Составление календаря погоды на осень (аппликации, рисунки, вырезки из журналов и т.д.). 4. Заполнить дневник наблюдений. 1. Слушание Э.Григ «Вальс-экспромт». 2. Разучивание стихотворения З.Александрова «Первый снег» 3. Заполнить дневник наблюдений. 1. Выставка детских работ «Природные явления зимы». 2. Слушание П.Чайковского «Святки» из цикла «Времена года». ЯНВАРЬ мороженое?» 2. Экскурсия на метеоплощадку. 1. Беседа «Пернатые синоптики». 2. Экскурсия на метеоплощадку + беседа «Зачем нужны кормушки, какие птицы спешат в них полакомиться и чем?» Знакомство с поведением птиц в зависимости от времени года. Изучение работы метеоплощадки. 3. Опыт «Вода и лёд». 4. Заполнить дневник наблюдений. 1. Просмотр презентации/фильма о зимовке птиц в наших краях. 2. Конструктивная деятельность «Кормушки для птиц». 3. Заполнить дневник наблюдений. 1. Разгадывание кроссворда «Зима». 2. Слушание М.Крутицкий «Зима». 3. Конкурс рисунков «Новогодние чудеса». 4. Заполнить дневник наблюдений. 1. Беседа «Месяц декабрь и его характеристики. Почему в народе его называют зимник и студень? Какая зачастую погода в декабре? Что за праздник такой, Новый год?». 2. Экскурсия на метеоплощадку. 1. Беседа «Какая бывает зима». 2. Дидактическая игра «Угадай-ка». 3. Экскурсия на метеоплощадку. Знакомство детей с народными названиями месяца, народными приметами про декабрь и начало зимы. Продолжать знакомить детей с зимними явлениями природы, учить эти явления сравнивать, находить сходства и различия. 1. Просмотр презентации/фильма о зиме. 2. Слушание Э.Григ «Зимние холода». 3. Заполнить дневник наблюдений. 1. Экскурсия на метеоплощадку (измерение снежного покрова с помощью специальной линейки, на термометре смотрим температуру воздуха, с помощью барометра измеряем атмосферное давление и т.д.) 1. Беседа «Январь - начало года, и почему зима - нескучное время года?». 2. Дидактическая игра «Не зевай - врмена года, месяца называй!» 3. Экскурсия на метеоплощадку. 1. Беседа «Месяц январь и его характеристики. Почему в народе его называют просинец? Что такое мороз?» 2. Экскурсия на метеоплощадку. Проводим зимние исследования с детьми на метеоплощадке. 1. Заполнить дневник наблюдений. Повторить понятия «год», «месяца», последовательность месяцев и времен года. 1. Чтение сказки «12 месяцев». 2. Конструктивная деятельность «Книжкасамоделка Зимние забавы». 3. Заполнить дневник наблюдений. Знакомство детей с народными названиями месяца, народными приметами про январь и середину зимы. 1. Разучивание стихотворения С.Маршака «Январь». 2. Разгадывание загадок про зиму. 3. Заполнить дневник наблюдений. 23 ФЕВРАЛЬ МАРТ 1. Беседа «Животные-синоптики. Как по поведению домашних животных можно определить погоду?». 2. Экскурсия на метеоплощадку. 1. Экскурсия на метеоплощадку. 2. Фотографируемся. Продолжить знакомить детей с окружающим миром. Углубляем знания о народных приметах. 1. Выставка «Домашние животные зимой». 2. Заполнить дневник наблюдений. Проводим зимние исследования на метеоплощадке. 1. Беседа «Почему снег белый? Почему снег бывает сухим, а бывает липким? Почему снег может блестеть и скрипеть?» 2. Экскурсия на метеоплощадку. 1. Беседа «Месяц февраль и его характеристики. Почему в народе его называют снежень, лютень, бокогрей?» 2. Подведение итогов зимних бесед. 3. Экскурсия на метеоплощадку. 1. Беседа «Пробуждение природы: как мы понимаем, что пришла весна?» 2. Экскурсия на метеоплощадку. Углубить знания о природных явлениях в феврале. 1. Заполнить дневник наблюдений. 2. Фотовытсавка «Зимой на метеоплощадке». 1. Заполнить дневник наблюдений. 2. Лепка из снега «Снеговик» 1. Беседа «Человек и природа: как погода влияет на деятельность человека, его настроение, здоровье?». 2. Экскурсия на метеоплощадку. 1. Беседа «Облака - белогривые лошадки: что такое облака?». 2. Экскурсия на метеоплощадку. 1. Беесда «Месяц март и его характеристики. Почему в народе его называют зимобором, березнем, капельником, протальником?». 2. Экскурсия на метеоплощадку. Знакомство детей с народными названиями месяца, народными приметами февраля и конец зимы. 1. Составление календаря погоды на зиму (аппликации, рисунки, вырезки из журналов и т.д.). 2. Заполнить дневник наблюдений. Знакомство детей с природными явлениями весны. 1. Слушание А.Вивальди «Весна». 2. Заполнить дневник наблюдений. Дать детям представление о взаимосвязи человека и природы, человека и погоды. Изучить простые правила охраны окружающей среды. Знакомство детей с природным явлением «облака». Изучить зависимость облаков от процесса таяния снега. Знакомство детей с народными названиями месяца, народными приметами про март и начало весны. 1. Конструктивная и художественная деятельность «Мастерим памятку Правила охоаны окружающей среды». 2. Заполнить дневник наблюдений. 1. Выставка творческих работ «Такие разные облака». 2. Заполнить дневник наблюдений. 1. Заполнить дневник наблюдений. 24 АПРЕЛЬ МАЙ 1. Беседа «Подснежники: что это значит?». 2. Экскурсия на метеоплощадку. Знакомство детей сразнообразием цветочного мира, изучаем «цветыбарометры». 1. Экскурсия на метеоплощадку. 2. Фотографируемся. Провести весенние исследования с детьми на метеоплощадке. 1. Творческо-познавательная деятельность «Праздник весеннего ветерка». 2. Экскурсия на метеоплощадку. В творческой форме углубить знания детей о природном явлении «ветер», изучаем причины его возникновения и его роль на окружающую среду. Знакомство детей с народными названиями месяца, народными приметами про апрель и середину весны. 1. Беседа «Месяц апрель и его характеристики. Почему в народе его называют снегогон и цветень?». 2. Экскурсия на метеоплощадку. 1. Беседа «Весна пора цветения: какие цветы и деревья зацветают в мае? Какие народные приметы связаны с их цветением?». 2. Дидактическая игра «Найди нужный цветок». 3. Экскурсия на метеоплощадку. 1. Экскурсия на метеоплощадку + посадка растений в горшки. 1. Беседа «Насекомые - синоптики: какие насекомые появляются весной? Зачем они нужны? Как они помогают предсказать погоду?». 1. Беседа «Месяц май и его характеристики. Почему в народе его называют травень, ярец, цветень?». 1. Просмотр презентации/фильма «Цветыбарометры». 2. Слушание П.Чайковский «Подснежник» из цикла «Времена года». 3. Заполнить дневник наблюдений. 1. Заполнить дневник наблюдений. 2. Фотовыставка «Весной на метеоплощадке». 1. Заполнить дневник наблюдений. 1. Разгадывание кроссворда «Весна». 2. Слушание М.Красева «Птичка». 3. Заполнить дневник наблюдений. Продолжить знакомить детей с разнообразием цветочного мира, продолжаем изучать «цветы-барометры». 1. Заполнить дневник наблюдений. 2. Выставка рисунков «Мой любимый цветок». Провести весенние исследования на метеоплощадке. Продолжить знакомить детей с разнообразием окружающего мира, изучаем «насекомых-синоптиков». 1. Заполнить дневник наблюдений. Знакомство детей с народными названиями месяца, народными приметами про май и конец весны. 25 1. Просмотр презентации/фильма «Насекомые-синоптики». 2. Слушание Н.Римский-Корсаков «Полёт шмеля». 3. Заполнить дневник наблюдений. 1. Конструктивная и художественная деятельность «Книжка-самоделка Я люблю весну». 2. Подведение «весенних» итогов. 3. Экскурсия на метеоплощадку. 1. Заключительная в учебном голу беседа «У природы нет плохой погоды». 2. Подведение итогов работы на метеоплощадке. 3. Обсуждение планов на лето. Углубить представления детей о весенних проявлениях природы. Обобщить все знания о временах года, погоде, о поведении растений, животных, человека в зависимости от сезона. 26 2. Заполнить дневник наблюдений. 1. Итоговая фотовыставка «Юные синоптики» (со всех экскурсий на метеоплощадку). 2. Составление Плана на лето. 3.6 Мониторинг эффективности реализации Программы Главная цель педагогического мониторинга – получить оперативные данные о текущем реальном состоянии и тенденциях изменения объекта диагностирования. Это не изучение детей, а раскрытие ресурсов образовательной деятельности и эффективности их использования в конкретной ОО. Задача педагогического мониторинга – получить наиболее полную информацию об индивидуальных особенностях развития детей, на основании которой будут разработаны рекомендации по совершенствованию образовательной деятельности. Согласно ФГОС ДО результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут быть использованы исключительно для решения образовательных задач: · индивидуализация образования (в том числе поддержка ребёнка, построение его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития); · оптимизация работы с группой детей. Функции педагогической диагностики (по ФГОС ДО): · диагностико-аналитическая: выявление причинно-следственных связей в образовательной деятельности между созданными образовательными условиями и эффективностью педагогического воздействия; · экспертно-оценочная: изучение уровня профессиональной компетентности педагога; · регулирующая: создание объективной основы для изменения условий образовательной деятельности, поиска ресурсов для удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей детей; · пропедевтическая: исследование рисков, профилактика. Принципы педагогической диагностики: · принцип последовательности и преемственности, который проявляется в изучении ребёнка на разных этапах его взросления, на основе чего создается представление о целостной картине его индивидуального развития в период получения ДО; · принцип доступности диагностических методик и процедур для применения образовательной деятельности без разрушения ее «естественной ткани взаимоотношений» педагога и ребёнка; · принцип прогностичности, предполагающий получение данных, раскрывающих «зону ближайшего развития» ребёнка. Основными методами проведения мониторинга являются: · метод наблюдения за активностью ребёнка в различных видах деятельности; · свободные беседы с детьми. 27 Диагностическая карта наблюдений индивидуального развития детей по реализации дополнительного образования «Юные синоптики" ФИО ребенка Знание названий метеорологически х приборов, и их назначение Умение правильно работать с приборами, читать их показания Желание участвовать в исследованиях Умение планировать свою деятельность Умение работать в группе Умение устанавливать причинноследственные связи между природными явлениями Умение проводить анализ, делать выводы Итог Иванов П. + + + - + - - + Петров И. + + + + - + + + Сидоров В. + + + + + + + + 28 3.7 Перечень источников. литературных и нормативно-методических 1. Веретенникова С.А. «Ознакомление дошкольников с природой», М., 1973 г. 2. Дыбина О.В.и другие «Неизведанное рядом», М., 2001 г. 3. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 113 с. 4. Марковская М.М. «Уголок природы в детском саду», М., 1989 г. 5. Николаева С.Н. «Методика экологического воспитания дошкольников» М., 1999 г. 6. Под редакцией. Саморуковой, П. Г. Как знакомить дошкольников с природой: Пособие для воспитателей детского сада /– 2-е изд., - М. : Просвещение, 1992. - 240 с. 7. Рыженков, Г.Д. Народный месяцеслов: пословицы, поговорки, приметы, присловья о временах года и о погоде. М.: Современник , 1991. 127 с. 8. Рыжова Н.А. Программа «Наш дом – природа». М. «КарапузДидактика», 2005 г. 9. Рыжова Н.А. Экологический проект «Мое дерево». М. «КарапузДидактика», 2006 г. 10. Рыжова Н.А. «Деревья - наши друзья». М. «Линка-Пресс», 2009 г. 11. Рыжова Н.А. «Деревья: от Акации до Ясеня». М. «КарапузДидактика», 2006 г. 12. Рыжова Н.А. «Экологическая тропинка в детском саду». М. «ЛинкаПресс», 2009 г. 13. Рыжова Н.А. «Лаборатория в детском саду». М. «Линка-Пресс», 2009 г. 14. Рыжова Н.А. «Почва – живая земля». М. «Карапуз-Дидактика», 2005 г. 15. Рыжова Н.А. «Не просто сказки: экологические рассказы, сказки, праздники». М. «Линка-Пресс», 2002 г. 16. Рыжова Н.А. «Развивающая среда дошкольных учреждений», М., 2003 г. 29